Официальный сайт Конфедерации союзов кинематографистов
Friday, 30 September 2022
Мероприятия:
Премия
Форум
КиноШкола
Menu created by Gugo`s art boxroom and Mikhael Grefon
Партнеры:
partner_mfgs
Friday, 11 March 2022 00:00

УШЁЛ НАВСЕГДА РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ

Он был большим писателем, книги которого будут жить долго. Он был выдающимся кинематографистом, экранные работы которого навсегда останутся в истории кино.

 

 

Он был патриотом своей страны, своей  родины Азербайджана-и он был гражданином мира, который как мало кто умел объединять людей разных национальностей, разного образа жизни и разного образа мыслей. Конфедерация союзов кинематографистов- это его детище,  она в течение десятилетий хранила содружество людей культуры. Хранила тогда, когда  разрывались, казалось, самые прочные соединения и содружества.

И он был человеком с большой буквы. Человеком того масштаба, каких не много рождается на этой земле.

Он умел дружить, и когда тебе за восемьдесят сокровенный смысл этого умения оказывается особенно ясен и дорог.

Мы были друзьями больше пятидесяти лет, и вот его не стало…

 

 

Прощай, Рустам.

Константин Щербаков



 

Родным и близким Рустама Ибрагимбекова

 

Примите искренние соболезнования и слова поддержки в связи с кончиной Рустама Мамеда Ибрагима оглы Ибрагимбекова.

 

Человек щедрого, многогранного таланта и огромной созидательной энергии, Рустам Ибрагимбеков создал замечательные произведения, которые оставили яркий след в истории нашей многонациональной культуры. Через всю свою жизнь и творчество он пронёс уважение к непреходящим ценностям гуманизма, к искусству и зрителям.

 

Глубокую скорбь вместе с вами разделяют коллеги Рустама Мамеда Ибрагима оглы Ибрагимбекова, ученики, все почитатели его дарования как в России, так и за её пределами.

 

Владимир Путин


СОЮЗ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ КЫРГЫЗСТАНА

Мы глубоко соболезнуем родным и близким. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах!

Союз кинематографистов Молдовы

Ne hochu poveriti….
Svetlaia emu pamiati
НЕ ВОЗМОЖНО ПОВЕРИТЬ… СВЕТЛАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ…

Олег Агишин
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГОСФИЛЬМОФОНДА ВО ФРАНЦИИ

Очень печальная новость. Я сегодня вспоминал Рустама.
Светлая память.

Александр КРЫЛОВ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД УКРАИНА

Боже, какая трагедия, наши самые искренние соболезнования Вам и всем его близким.

Золотой луч

Примите наши искренние соболезнования!!!

Зульфикар Мусаков

Дорогие!!! сейчас узнал о смерти нашего большого друга!!! Скорблю вместе со всеми членами Конфедерациии...Светлая память...




Творческий союз кинематографистов Узбекистана

от имени узбекских кинематографистов выражает глубокие соболезнования в связи с кончиной Рустама Ибрагимбекова, известного советского, российского и азербайджанского писателя, председателя Конфедерации Союза кинематографистов стран СНГ и Балтии.
Выражаем наши искренние соболезнования!

Минск, Республика Беларусь. РОО «Белорусский союз
кинематографистов»
Уважаемые коллеги, кинематографисты всех стран, друзья !!!
Тяжелую утрату понесла Россия и весь кинематографический
мир. Умер наш друг, Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков.
Кинорежиссер, кинодраматург, народный писатель
Азербайджана, заслуженный деятель искусств азербайджанской
ССР, заслуженный деятель искусств России, Лауреат
Государственной премии Азербайджана, лауреат Государственной
премии России , сценарист, Председатель Конфедерации Союзов
кинематографистов, Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков
был образцом в кинематографическом сообществе, его сценарии,
фильмы, теплое отношение к людям, к его общественной работе, ко
всему творческому миру останутся в памяти народов всех стран.
Выражаю глубокое соболезнование всем родственникам и
близким, всем друзьям, всей стране. Мы скорбим. Вечная память.
С уважением и прискорбием,
Председатель РОО «Белорусский союз кинематографистов»
Виктор Васильев

Cоюз кинематорафистов Кыргызстана

Уважаемые коллеги, глубоко опечалены известием о кончине Председателя Конфедерации союзов кинематографистов Рустама Ибрагимбекова.
Выражаем самые глубокие соболезнования семье, близким и всей стране. Тяжело и горестно осознавать, что ушел из жизни талантливый кинорежиссер, кинодраматург, писатель, старший брат.
Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков, скорбим и помним.
Председатель Союза кинематорафистов Кыргызстана,
А.У.Дайырбеков

Дорогой мой Рустам!
Потрясен до глубины души. Не верится!
Что я могу тебе сказать – Большому Человеку, олицетворяющему Дружбу, Доброту, Достоинство, Благородство, Великодушие, Преданность.
Как я могу выразить свое восхищение от твоего Таланта, Мастерства, Гениальности, Патриотизма…
Для меня ты остаешься неповторимым Человеком и второго такого, как ты, я не встречал!
Не думал, что придется писать прощальные слова моему Рустаму… Тем более тяжело мне от того, что сегодня, только из Тбилиси могу соболезновать твоей семье…
Больно сознавать, что теперь мне придется жить без тебя,! Но со мной останутся мои прекрасные воспоминания о Гениальном Рустаме!
Благодарю тебя, мой Любимый друг за твои фильмы, за твою любовь, за многолетнюю дружбу, и за то, что жизнь подарила мне счастье быть рядом с тобой!
Твой Эльдар Шенгелая


Киноакадемия Грузии

выражает глубокое и искренное соболезнования в связи с уходом из жизни, Великого Мастера и Выдающегося Человека, Рустама Ибрагимовича Ибрагимбекова... Примите наши самые глубокие соболезнования... это невосполнимая потеря для нас всех, разделяем горе и скорбим вместе с вами, с родными, с близкими людьми... Ушел Гордость мировой культуры!.. Достоиный, Добрый и Благородный человек!.. Мы всегда будем помнить, вклад Рустама Ибрагимовича, в историю развития кинематографа Азербайджана и всего мира!.. Светлая и Вечная память - Господину, Рустаму Ибрагимовичу Ибрагимбекову...
От имени Киноакадемии Грузии
Президент Киноакадемии Грузии Константин (Миндиа) Эсадзе
Вице Президент Киноакадемии Грузии Николоз Абрамашвили

Национальная академия кинематографических искусств и наук Казахстана

выражает глубочайшее соболезнование родным и близким, всей кинематографической общественности в связи с кончиной кинодраматурга, режиссера и писателя Рустама Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбекова.
Он был другом казахстанского кино, часто приезжал к нам в страну, стал автором сценария важного имиджевого кинопроекта «Кочевник» и со-президентом первого международного кинофестиваля «Евразия».
Рустам Ибрагимбеков не только автор культовых фильмов, он вырастил целую плеяду талантливых учеников, преподавая во ВГИКе сценарное мастерство.
Долгие годы Рустам Ибрагимбеков руководил Конфедерацией Союзов кинематографистов СНГ и Балтии, под эгидой которой проводились ежегодные встречи и выходил журнал «Кинофорум».
Он был одним их тех лидеров, которые не давали распасться нашему общему кинематографическому пространству, и, будучи великим сыном азербайджанского народа, внес огромный вклад как в советский, так и в постсоветский кинематограф.
Память о друге, коллеге и замечательном человеке останется с нами навсегда.

Горько, очень горько читать, что не стало великого писателя, драматурга, сценариста, режиссёра, организатора, достойного сына азербайджанского народа, нашего доброго друга Рустама Ибрагимбекова, прославившего свой народ во всём мире. Приносим искренние соболезнования семье, родным, коллегам, и всему Азербайджанскому народу, это невосполнимая утрата.
С глубочайшей скорбью,
Ходжакули Нарлиев,
Мая Гозель Аймедова

Дирекция и коллектив Главного управления государственных театров оперы и балета Турции города Анкары выражает глубокие соболезнования в связи с кончиной Рустама Ибрагимбекова, уникального, многогранного и талантливого человека, драматурга, писателя, деятеля искусств, для всех нас это огромная и невосполнимая утрата.
Просим передать искренние соболезнования, слова сочувствия родным, близким, коллегам, всем, кто знал и уважал Рустама Ибрагимбекова. Светлая память.

КАЛЯГИН Александр Александрович

Я потерял очень близкого друга, бесконечно дорогого для меня человека,
Рустама Ибрагимбекова. Он был потрясающим драматургом, сценаристом,
писателем. Многие важные вехи в моей биографии связаны с его именем. Со
спектакля «Похожий на льва» по пьесе Рустама Ибрагимбекова началась моя
жизнь во МХАТе. Я снялся в четырех фильмах по его сценариям, поставленным
прекрасным режиссером Расимом Оджаговым. Государственную премию СССР я
получил за фильм «Допрос».
Мы дружили с Рустамом много-много лет. Мы могли подолгу не
встречаться, но все равно оставались друзьями. Мы знали, что есть друг у друга,
даже, если в это время Рустам был в Америке, а я в Москве.
Три года назад он принес свою новую пьесу «Утро туманное» и сказал, что
хотел бы поставить ее к своему юбилею в нашем театре. И слава Богу, спектакль
вышел, и с успехом идет все эти три года. Рустам рассказал историю о людях,
которых хорошо знал, о людях своего поколения, живущих воспоминаниями о
прошлом, о кумирах своего времени, о ценностях, которые теперь кажутся
устаревшими.
Это авторский спектакль большого художника и мудрого человека,
который высказал очень простую мысль: кто не любит, тот стар, кто не любил,
никогда не был молод. Сам Рустам любил всю свою жизнь и до самого конца
оставался молодым, открытым, жизнерадостным, любопытным ко всему новому.
Пьесы Ибрагимбекова шли по всей стране, фильмы по его сценариям стали
культовыми. Достаточно назвать только «Белое солнце пустыни», сценарий
которого он сделал в соавторстве с Валентином Ежовым. У него несколько
Государственных премий России и СССР, есть даже «Оскар» и «Золотой лев» и
много других престижных наград. Его пьесы были поставлены в более 100
театрах разных стран мира.
Мне кажется, все-таки театр был главным делом его жизни. Он мне как-то
признался: когда ты пишешь сценарий и отдаешь его в работу, то понимаешь, что
он дальше живет своей самостоятельной жизнью. А в театре все по-другому».
Наверное, он был прав, но что точно я знаю, его сочинения будут жить еще долго
– и его пьесы, и его фильмы. Рустама Ибрагимбекова будут помнить и в родном
Баку, и у нас в России, и во многих городах мира.
Его уход - это большая потеря для всего искусства. Это моя личная потеря
и моя боль, я всегда буду его помнить с любовью и с огромной благодарностью.
Низкий ему поклон за все, что он сделал для нашей культуры, и для каждого из
нас. Мои самые искренние соболезнования его родным и близким.
Александр Калягин

Именно он подарил нам «Белое солнце пустыни», «Сибирский
цирюльник», «Утомленные солнцем», «Восток-Запад», «Храни меня, мой
талисман» ... Легендарный кинодраматург, писатель, продюсер и режиссер
скончался после продолжительной болезни в возрасте 83 лет.
Рустам Ибрагимбеков блестяще работал с такими выдающимися
режиссерами как Никита Михалков, Роман Балаян, Расим Оджагов, Сергей
Бодров-старший. Фильмы Ибрагимбекова завоевывали кинопремии «Оскар»
и «Золотой лев». В общей сложности он участвовал в создании более
40 фильмов, практически все его литературные произведения были
экранизированы, а пьесы ставили более чем в 100 театрах мира. Его творческая
деятельность была отмечена многочисленными государственными премиями.
В Азербайджане ему было присвоено звание народного писателя и
заслуженного деятеля, он также возглавлял Союз кинематографистов
Азербайджана.
В Казахстане Рустам Ибрагимбеков всегда был желанным гостем, он
стоял у истоков создания кинофестиваля «Евразия», был главой
Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии. В жизни
мастера было много ярких проектов, но одним из самых важных для него стал
первый казахстанский блокбастер «Кочевник»: «В моей долгой продюсерской
и сценарной деятельности он стал для меня одним из самых важных
проектов по многим обстоятельствам. «Кочевник» позволил погрузиться в
глубинные страницы казахской истории и познать силу величия прошлого,
которое, также, как и общее влияние тюркского мира на историю Евразии,
долгие годы замалчивалось и отрицалось. Этот проект стал моей гордостью,
любимым детищем и моей болью».
Коллектив Киноцентра и Союз кинематографистов Казахстана
выражает искренние соболезнования родным, друзьям и коллегам Рустама
Ибрагимбекова. Иманды болсын.

Национальная академия кинематографических искусств и наук
Казахстана выражает глубочайшее соболезнование родным и близким,
всей кинематографической общественности в связи с кончиной
кинодраматурга, режиссера и писателя Рустама Мамед Ибрагим оглы
Ибрагимбекова.
Он был другом казахстанского кино, часто приезжал к нам в
страну, стал автором сценария важного имиджевого кинопроекта
«Кочевник» и со-президентом первого международного
кинофестиваля «Евразия».
Рустам Ибрагимбеков не только автор культовых фильмов, он
вырастил целую плеяду талантливых учеников, преподавая во
ВГИКе сценарное мастерство.
Долгие годы Рустам Ибрагимбеков руководил Конфедерацией
Союзов кинематографистов СНГ и Балтии, под эгидой которой
проводились ежегодные встречи и выходил журнал «Кинофорум».
Он был одним их тех лидеров, которые не давали распасться нашему
общему кинематографическому пространству, и, будучи великим сыном
азербайджанского народа, внес огромный вклад как в советский, так и в
постсоветский кинематограф.
Память о друге, коллеге и замечательном человеке останется с нами
навсегда.


Рустам Ибрагимбеков. Некролог

 


Вокруг ТВ


В возрасте 83 лет ушел из жизни сценарист Рустам Ибрагимбеков. Об этом сообщил Союз кинематографистов Азербайджана.


Рустам Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку. Он рос в семье профессора искусствоведения, старший брат Максуд Ибрагимбеков — известный писатель, впоследствии номинант на Нобелевскую премию, был примером для подражания. Впрочем, поначалу Рустам не собирался связывать свою жизнь с искусством. В 1963 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии, а затем продолжил учебу в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. За его плечами несколько научных работ по теории систем автомобильного управления. Однако неожиданно для близких и родных он оставил научную стезю и направился покорять мир литературы и кино. В 1967 году окончил Высшие сценарные курсы, а в 1974 году Высшие режиссерские курсы во ВГИКе. Ибрагимбеков признавался, что поступил лишь для того, чтобы иметь возможность смотреть хорошее кино.


Впервые его заметил Никита Михалков, в основу дипломной режиссерской работы которого — короткометражки «Спокойный день в конце войны» — лег сценарий писателя. После сотрудничества режиссер посоветовал Рустаму Ибрагимбекову принять участие в картине «Белое солнце пустыни», над сценарием которого трудился брат Никиты Сергеевича Андрей Кончаловский. Фильм стал в итоге народным и разошелся на цитаты. Ибрагимбеков еще несколько раз сотрудничал с Михалковым — и всегда удачно: вместе они создали такие фильмы, как «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем». Последний фильм удостоился премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» в 1995 году. Ибрагимбеков написал сценарии более чем к 40 художественным и телевизионным фильмам. Многие литературные произведения автора были экранизированы. Также он написал 15 пьес, поставленных в 100 театрах разных стран мира.

В 1976 году драматург удостоился звания Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР, а в 1995-м уже Российской Федерации. Драматург также пробовал себя в качестве режиссера. Наиболее известные его работы — «Глазами призрака» и «Мужчина для молодой женщины».

Зеркало


Президент Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева подписали некролог в связи со смертью Рустама Ибрагимбекова.

«Азербайджанскую культуру постигла тяжелая утрата. 10 марта 2022 года на 84-м году жизни скончался видный представитель современной азербайджанской литературы и киноискусства, известный прозаик, драматург, сценарист и режиссер, персональный пенсионер президента Азербайджана, лауреат государственных премий, заслуженный деятель искусств, народный писатель Рустам Мамедибрагим оглу Ибрагимбеков.

Рустам Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку. По окончании средней школы в 1956-1962 годах получал образование в Азербайджанском институте нефти и химии, в 1962 году приступил к трудовой деятельности в Академии наук Азербайджанской ССР.

С юных лет проявлявший большой интерес к литературе и киноискусству, Рустам Ибрагимбеков в 1967 году окончил в Москве высшие курсы сценаристов, а в 1974 году – высшие режиссерские курсы.

Рустам Ибрагимбеков является одним из видных представителей современной азербайджанской литературы и кинематографии. Своей многогранной деятельностью он завоевал известность и за пределами нашей страны. Являясь активным участником вступления нашей прозы в новый этап, Рустам Ибрагимбеков своим плодотворным творчеством сыграл важную роль в обогащении художественно-эстетической мысли, более полувека вносил вклад в развитие литературно-культурной среды. Повести и рассказы, пьесы и сценарии мастера, умело отображавшего на основе жизненных реалий социально-нравственные проблемы, драматические конфликты и внутренний мир наших современников, сыграли существенную роль в обновлении содержания нашей литературы и национального киноискусства. По мотивам его произведений было снято более 40 художественных и телевизионных фильмов. Эти богатые разнообразными и содержательными образами произведения, повествующие о важных социальных реалиях, снискали мастеру, отличающемуся особым подчерком, большую симпатию читательской и зрительской аудитории.

Рустаму Ибрагимбекову как сценаристу и режиссеру принадлежат достойные одобрения заслуги также в развитии кинематографии. Снятые по сценарию писателя фильмы, такие как «В одном южном городе», «Белое солнце пустыни», «Допрос», «День рождения» и многие другие, завоевали большую славу и были удостоены высоких наград. Фильм «Урга – территория любви», соавтором сценария которого он является, был удостоен в 1991 году высшей награды Венецианского международного кинофестиваля, а фильм «Утомленные солнцем» – высшей награды Каннского международного кинофестиваля в 1994 году и премии «Оскар» Американской киноакадемии в 1995 году.

Наряду с художественным творчеством, Рустам Ибрагимбеков занимался общественной деятельностью. В 1967-1981 годах являлся секретарем Правления, а в 1981-1985 годах – первым секретарем Союза кинематографистов Азербайджана, в 1986-1991 годах – секретарем Правления Союза кинематографистов СССР, с 1990 года до конца жизни – председателем Союза кинематографистов Азербайджана, в 1989 году избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Заслуги Рустама Ибрагимбекова высоко оценены государством. В 1976 году он получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств», а в 1998 году – «Народный писатель», за заслуги в развитии азербайджанской литературы и киноискусства был удостоен высокой государственной награды Азербайджанской Республики – ордена Шохрат.

Память о видном писателе и деятеле кино Рустаме Ибрагимбекове навсегда останется в сердцах всех, кто его знал. Аллах рехмет элясин!», — говорится в некрологе.

Некролог подписали: Ильхам Алиев, Мехрибан Алиева, Али Асадов, Сахиба Гафарова, Самир Нуриев, Эльдар Азизов, Фарах Алиева, Анар Керимов, Анар Рзаев, Шафига Мамедова, Огтай Миркасимов, Рамиз Фаталиев, Расим Балаев, Гаджи Исмаилов.

Зеркало


Азербайджан сегодня проводил в последний путь известного режиссера и драматурга Рустама Ибрагимбекова. Похороны состоялись на Первой Аллее почетного захоронения, где также похоронен брат Рустама Ибрагимбекова, видный писатель, кинодраматург и кинорежиссер Максуд Ибрагимбеков. Снятые по сценарию Рустама Ибрагимбекова фильмы, такие как «В одном южном городе», «Белое солнце пустыни», «Допрос», «День рождения» и многие другие, завоевали большую славу и были удостоены высоких наград. Фильм «Урга – территория любви», соавтором сценария которого он является, был удостоен в 1991 году высшей награды Венецианского международного кинофестиваля, а фильм «Утомленные солнцем» – высшей награды Каннского международного кинофестиваля в 1994 году и премии «Оскар» Американской киноакадемии в 1995 году.

Наряду с художественным творчеством, Рустам Ибрагимбеков занимался общественной деятельностью. В 1967-1981 годах являлся секретарем Правления, а в 1981-1985 годах – первым секретарем Союза кинематографистов Азербайджана, в 1986-1991 годах – секретарем Правления Союза кинематографистов СССР, с 1990 года до конца жизни – председателем Союза кинематографистов Азербайджана, в 1989 году избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Провожая мастера в последний путь, видные деятели культуры и искусства Азербайджана поделились с корреспондентом своими воспоминаниями о Рустаме Ибрагимбекове:


Натик Расулзаде, народный писатель:


— Мы теряем великих личностей. Ушел Фуад Поладов, ушел Эльдар Кулиев, и вот Рустам Ибрагимбеков… Ушел в 83 года, но даже если бы он прожил больше ста лет, его уход был бы огромной потерей. После них появляется огромная пустота — в культуре, искусстве,  в душах людей, которые их любили. С Рустамом Ибрагимбековым я очень часто пересекался, мы дружили и были в деловых отношениях. Рустам сделал огромные дела для азербайджанского народа, он после себя оставил шедевры, фильмы, которые будут смотреть и поколение после нас. Рустам всегда служил своему народу и был крепко связан с ним.


Александр Шаровский, народный артист Азербайджана:


— Моя молодость прошла с моим дорогим другом Рустамом Ибрагимбековым. Мы вместе работали над 5 спектаклями — он был режиссером, я был ассистентом, играл главные роли. Это были незабываемые годы для меня. Рустам навсегда останется в памяти человеком, полным творческой энергии, идей, человеком, который умел дружить как никто. Царство небесное!


Риад Гулиев,  заместитель директора Международного центра мугама:


— Азербайджанская культура понесла большую потерю. Уходят гиганты…   Ушел мэтр! Я имел счастье быть лично знаком с Рустамом Ибрагимбековым. С удовольствием посещал фестиваль «Восток – Запад», которые он организовывал в Баку.  Это был потрясающего интеллекта человек. Помню, в детстве мы отдыхали в Шеки, в пансионате для кинематографистов, и Рустам Ибрагимбеков отдыхал там вместе со своей семьей… Это было незабываемое время.


Азер Паша Нейматов, народный артист Азербайджана:


— Мы понесли тяжелую утрату – ушел выдающийся мастер, прославленный режиссер, сценарист и драматург Рустам Ибрагимбеков. Было время, когда в различных театрах по пьесам Рустама Ибрагимбекова ставилось больше спектаклей, чем по пьесам Чехова. Успехи и награды Рустама Ибрагимбекова говорят сами за себя. Он получил «Оскар»! В нашей памяти он останется как достойный сын своего народа…


Саида Велибекова, выпускница ВГИК, актриса театра и кино:


— Рустам Ибрагимбеков был путеводной звездой для молодых талантов. Он и мне помог. Обратил внимание на меня, 18-летнюю девчонку, которая собиралась поступать в Университет искусств, и пришла устроиться для поступления в Русский драмтеатр. В наш университет меня не приняли. «Очень хорошо», — сказал Рустам Ибрагимбеков, есть вариант получше. И предложил мне поступать во ВГИК в составе азербайджанской группы. Я поступила, но не потому, что Рустам Ибрагимбеков просил за нас, он никогда никого не просил. Но он как никто умел мотивировать и направлять! Я всегда помнила о том, что он сделал для меня. Потом он приезжал во ВГИК, у нас была встреча. Он и потом поддерживал нас, я снималась у него в короткометражных фильмах…

Хочется одного – чтобы такие безупречно талантливые люди жили вечно! Но увы, так не бывает. Теперь Рустам Ибрагимбеков будет жить в наших сердцах…


Зеркало


Баку прощается с выдающимся мастером, режиссером, кинодраматургом, писателем, обладателем премии «Оскар» Рустамом Ибрагимбековым.

Проститься с мастером пришли родные, друзья, поклонники мастера.

Церемонию открыл народный писатель Чингиз Абдуллаев, который затем передал слово министру культуры Анару Керимову.

Далее своими воспоминаниями о Рустаме Ибрагимбекове поделились народный писатель, председатель Союза Писателей Азербайджана Анар, председатель Союза художников Фархад Халилов, посол РФ в Азербайджане Михаил Бочарников и др.

«Мы прощаемся с Рустамом Ибрагимбековым с чувством скорби и печали, и в то же время с чувством благодарности за все, что он сделал в культуре и искусстве, а это все то, что объединяет наши народы», — сказал М.Бочарников.

Рустам Ибрагимбеков скончался 10 марта 2022 года на 84-м году жизни. Заслуги Рустама Ибрагимбекова высоко оценены государством. В 1976 году он получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств», а в 1998 году – «Народный писатель», за заслуги в развитии азербайджанской литературы и киноискусства был удостоен высокой государственной награды Азербайджанской Республики – ордена “Шохрат”.

Союз Кинематографистов РФ


Ушел из жизни Рустам Ибрагимбеков


11 марта 2022 года на 84 году ушел из жизни советский, российский и азербайджанский писатель, кинодраматург и кинорежиссёр, Народный писатель Азербайджана, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР  и Российской Федерации, Лауреат Государственных премий Российской Федерации, СССР и Азербайджанской ССР, профессор, член Союза кинематографистов России Ибрагимбеков Рустам Ибрагимович.

Рустам Ибрагимович Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку. После окончания азербайджанского института нефти и химии (1962) работал научным сотрудником Академии наук Азербайджанской ССР. Закончил Высшие курсы сценаристов (1967) и Высшие курсы режиссеров (1974).В общей сложности Рустам Ибрагимбеков написал более 50 сценариев художественных и телевизионных фильмов. Его дебют в кино — фильм «В одном южном городе» (режиссер Эльдар Кулиев, 1969). Фильм «Белое солнце пустыни» (1969, реж. В. Мотыль), имел огромный успех в стране, и по сей день является культовой картиной нескольких поколений зрителей. Спустя 30 лет Рустам Ибрагимбеков был удостоен за этот фильм Госпремии России. В 1970 году Никита Михалков снял по сценарию Рустама Ибрагимбекова свой дебют — короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны». Помимо этого они совместно сделали три фильма, которые стали известны зрителям всего мира: «Урга, территория любви» 1991(премия «Феликс» европейской академии киноискусства 1993; Госпремия России 1993 г.), «Утомленные солнцем» (Высшая награда Каннского кинофестиваля 1994, премия «Оскар» Американской киноакадемии за лучший зарубежный фильм в 1995 г., Госпремия России 1995 г.) и «Сибирский цирюльник» в 2000 г. — Госпремия России. Рустам Ибрагимбеков — известный театральный драматург, написавший более пятнадцати пьес, которые были поставлены в театрах многих стран мира. Пьесы «Женщина за зеленой дверью», «Похожий на льва», «Похороны в Калифорнии», «Дом на песке» и другие ставились в Москве, Санкт Петербурге, Праге, Нью-Йорке, Софии, Будапеште, Берлине. Пьеса «Петля», написанная в 1996 году, поставлена в Баку, в Русском драматическом театре; в апреле 1999 г. в театре-студии «Ypsilon» в Праге и в московском театре «Модерн». Также в разные годы в Москве, Баку и других городах он, как режиссер, поставил спектакли по своим пьесам, которые шли с большим успехом. В марте 2000 г. Рустам Ибрагимович поставил свою пьесу «Похожий на льва» в муниципальном городском театре Стамбула, Турция. В 1996 году снял фильм «Человек, который старался», который в 1998 г. получил высшую награду проходившего в Москве фестиваля Телефорум.

В 1998 году снял художественный фильм «Семья» по своему сценарию, который был выбран в программу ПАНОРАМА Берлинского кинофестиваля (1999). В том же году этот фильм был также приглашен в программу международных кинофестивалей в Сочи («Кинотавр»), в Карловых Варах, Эдинбурге, Монреале, Хайфе (Израиль). В 1998 г. Рустам Ибрагимбеков был принят в действительные члены Европейской академии киноискусства. В 1999 году он стал членом Американской академии киноискусства.

Союз кинематографистов России, Гильдия кинодраматургов России выражают глубокие соболезнования родным и близким Рустама Ибрагимовича Ибрагимбекова.

Ассоциация деятелей русских театров зарубежья


На 84-м году после продолжительной болезни ушел из жизни выдающийся российский и азербайджанский писатель, драматург и режиссер Рустам Ибрагимбеков.

Родился в Баку 5 февраля 1939 года. После окончания в 1963 году Азербайджанского института нефти и химии работал научным сотрудником Академии наук Азербайджанской ССР.

Первая публикация состоялась в 1962 году в газете «Молодёжь Азербайджана», где был напечатан рассказа «Хлеб без варенья». В 1967 году закончил Высшие курсы сценаристов, и в 1974 - Высшие курсы режиссеров ВГИКа. Сценарный дебют в кино - фильм киностудии «Азербайджанфильм» и режиссера Эльдара Кулиева «В одном южном городе».

В 1976 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР. В 1995 году - заслуженного деятеля искусств России. В 1998 году - Народный писатель Азербайджана.

Автор 15 пьес, которые с успехом шли на сценах театров Москвы, Баку, Праги, Берлина, Софии, Будапешта, Нью-Йорка и других.

Написал на русском языке более 40 кино- и телевизионных сценариев. Почти все экранизированы.

Снятый в 1969 году режиссером Владимиром Мотылем фильм «Белое солнце пустыни» по сценарию Ибрагимбекова и Валентина Ежова вошел в коллекцию Золотого фонда мирового кино.

Фильм по сценарию Ибрагимбекова «Спокойный день в конце войны» стал дебютом режиссера Никиты Михалкова, многолетнее сотрудничество с которым продолжилось на съемках всемирно известных лент «Урга, территория любви», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник».

Председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, секретарь СКР, председатель Московского еврейского кинофестиваля, председатель Союза кинематографистов Азербайджана, член Европейской киноакадемии «Феликс» и Американской академии киноискусства, член СПР.

Профессор. Обладатель Государственной премии Азербайджанской ССР (1980), Государственной премии СССР (1991), четырех Государственных премий России (1993, 1996, 1998, 2000), ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, ордена Дружбы и многих других престижных профессиональных наград.

Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков создал в Баку первую детскую киношколу. В 1989 году основал компанию «Ибрус», которая осуществляла съемки художественных, документальных фильмов, выпуск премьер драматических спектаклей, которые успешно гастролировали в Азербайджане, России и за рубежом.

В 2017 году стал одним из учредителей Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, образовавшейся на XIX Международном театральном фестивале стран СНГ и Балтии «Встречи в России».

Мы выражаем соболезнования родным и близким! И говорим: «Прощай, наш дорогой товарищ и друг! Прощай наш коллега! Навсегда в нашей памяти и наших сердцах!»

Смотрим


Он был убежден, что главное предназначение кино – рождать в зрителе сопереживание.

На 84-м году ушел из жизни драматург и сценарист Рустам Ибрагимбеков. Он был убежден, что главное предназначение кино – рождать в зрителе сопереживание. О творческом методе мастера – Станислав Анисимов.

"В этом мире есть вещи, которые знаю только я. И никто, кроме меня, о них не напишет", – говорил Рустам Ибрагимбеков. Автор сценариев более чем к 40 художественным и телевизионным фильмам, главным он считал свой жизненный опыт, которым и старался поделиться с читателем и зрителем.

"Есть художники, которые смотрят на глыбу, мрамор и уже видят скульптуру, они отсекут лишнее и получат ее. Я не из таких. Я похож на человека, который бродит по лесу, видит корягу, которая вызывает в нем какие-то ассоциации, он начинает ее обрабатывать и в результате получает то, что нужно", – отмечал Ибрагимбеков.

Известность к Ибрагимбекову пришла, когда он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму "Белое солнце пустыни". Гражданская война – всего лишь одна из тем этого фильма, как говорил сценарист. Для меня это история про героя, который в страшных обстоятельствах хочет остаться человеком.

"Как остаться человеком? Как сохранить личность, когда тебе навязывают, я не имею в виду даже общую идеологию. А каждое сообщество имеет свою идеологию, так называемый, коллектив.Все зависит от его качества, и он пытается подчинить. А возможности у коллектива были очень большие", – отмечал мастер.

Меланхолия и трагизм, обилие многозначительных деталей. Роман Балаян изменил первоначальный замысел Рустама Ибрагимбекова, но сохранил главное – переплетение разных культур и мировоззрений, неповторимое настроение: тихое увядание природы, печальную осень. Предзнаменование грядущих перемен, которое уловил сценарист.

Совместная работа с Никитой Михалковым – еще один важный этап в творчестве Ибрагимбекова. "Утомленные Солнцем" – картина не обличающая, а наполненная драматизмом, в котором существовал Советский Союз, как пояснял сценарист. "Мы старались увидеть нашу жизнь в объеме, а не просто в плоскости политических суждений".

"Мои герои, они попадают в обстоятельства, которые я придумываю. И потому как они себя ведут, как действуют, как говорят, как реагируют и так далее, и так далее. Мы судим об их человеческих, гражданских и иных качествах. Я никогда их не описываю, даю читателю возможность самому это довообразить", – рассказывал Ибрагимбеков.

Любое художественное произведение, как говорил Ибрагимбеков, должно быть как море, чтобы тот, кто не умеет плавать, мог поплескаться у берега. Но оно должно быть достаточно глубоким для тех, кто хочет понырять.

11 марта в 18:20 смотрите на нашем канале документальный фильм-беседу с Рустамом Ибрагимбековым "Кочевник, похожий на льва».

***

Уход Рустама Ибрагимбекова – огромная потеря для российского кино. О сценаристе сегодня вспоминают его друзья и коллеги.

"Остроумный, умный, тонкий человек, с которым мне было очень интересно работать, общаться и дружить. Сожалею очень", – отметил режиссёр, народный артист РСФСР Никита Михалков.


"Он был из тех, я бы сказал фундаментальных, основательных людей, очень крупного масштаба! Яркая личность, которая собственно организует вокруг себя то или иное сообщество. Картины все, которые он сделал, все знают и будут помнить, на их примере учат писать сценарии, снимать картины", – рассказал режиссер Вадим Абдрашитов.

"Это всегда были очень человеческие, очень гуманистические истории, всегда отличающиеся не таким закрученным, сложным сюжетом, а скорее говорящие о внутреннем мире, о внутренней жизни человека. И это был настоящий художник", – пояснил режиссёр, народный артист России Павел Лунгин.

Рустам Ибрагимбеков – повелитель сценарных волн. Действенная проза – вот его секрет.


Сегодня в московском Доме кино прощаются с Рустамом Ибрагимбековым. Известный сценарист и драматург скончался в Москве на 84-м году жизни. Один его один фильм "Белое солнце пустыни" чего стоит...

"Белое солнце пустыни" стало его восходом. Молодого сценариста из Баку на "Мосфильм" позвали на подмогу Валентину Ежову – для работы над "приключенческой картиной о реалиях Средней Азии периода борьбы с басмачеством».

"Я понял, что если признаюсь, что ни разу не был в Средней Азии и не участвовал в революции, меня не возьмут. И я прикинулся опытным специалистом по Востоку", – вспоминал Ибрагимбеков.

Вместе с Ежовым и режиссером Мотылем они сотворили кинематографическое чудо, где прозвучали главные слова на все времена: "Я мзду не беру, мне за державу обидно". А отдельные эпизоды просто списаны из его, Рустама Ибрагимбекова, счастливого бакинского детства.

"Философ, художник. Золотой фонд советско-азербайджанской культуры. Уходит поколение большого советского и национального азербайджанского кино", – отметил кинорежиссер Андрей Кончаловский.

"Мои самые яркие впечатления – это "Белое солнце пустыни". Да и сам Рустам, его потрясающая личность, широта души, ум, мудрость. Он был настоящим интеллигентом", – подчеркнул народный артист РФ Игорь Костолевский.

Настоящий бакинец, сын профессора, интеллектуал, он прославил кино российское, азербайджанское и украинское. На студии Довженко работал вместе с Романом Балаяном.

"Я люблю, чтобы то, что я делаю, пришлось по душе большому количеству людей, я своим студентам говорю, что сценарий должен быть, как море. Тот, кто не умеет плавать, должен иметь возможность поплескаться у берега", – считал Ибрагимбеков.

Ибрагимбеков – повелитель сценарных волн. Действенная проза – вот его секрет. Говорил, не могу, как Пруст, описывать внутреннюю жизнь человека, не толкая его на поступки.

Фильм, снятый на излете ХХ века французом Режисом Варнье, с Меньшиковым, Бодровым, Богданом Ступкой, Садрин Боннер и Катрин Денев. "Восток – Запад" – название словно бы про него, Ибрагимебкова, связавшего цивилизации.

"Сибирский цирюльник", "Утомленные солнцем", "Урга" – с Никитой Михалковым вдохновенно писали в четыре руки. И вот уж действительно пути сценарной мысли неисповедимы, если отправной точкой для работы над "Утомленными солнцем" стал рассказ Гайдара "Голубая чашка". Получился взгляд на страшные страницы истории ХХ века глазами девочки, проживающей самый счастливый день своей маленькой жизни. Это одна из немногих картин, снятых уже после распада СССР, в которой более или менее правдиво рассказано о том времени.

"Это мой соавтор был, друг. Мы много вместе работали. Он был веселый, остроумный, умный, тонкий человек, с которым было очень интересно работать и дружить", – подчеркнул режиссер Никита Михалков.

Кино – его первая любовь. Потом пришла и другая – театр. Пьесы Рустама Ибрагимбекова идут на сотне мировых сцен. Три года назад 80-летний юбилей отмечали премьерой в Et Cetera.

"Всю жизнь я старался делать только то, что мне интересно, и ограничивала меня только соя совесть. Как ни странно, не законы, не правила, потому что законы меняются, правила придумают другие люди. Высшим для меня была моя совесть", – подчеркивал драматург.

Он придумал сотни историй, которые полюбили миллионы зрителей. Сегодня с Рустамом Ибрагимбековым прощается Москва. Похоронят сценариста, писателя и режиссера в родном Баку.

Друзья и коллеги отдали дань памяти мастеру, чье творчество оставило глубокий след в культуре.


В Большом зале Центрального дома кинематографистов простились с Рустамом Ибрагимбековым. Писателя, кинодраматурга и режиссера, лауреата Государственных премий друзья и коллеги вспоминали как мастера, чье творчество оставило глубокий след в отечественной и мировой культуре.

"Я с ним дружил давно, когда он только учился на сценарных курсах. Это была, я считаю, одна из ярчайших фигур. Ну что же, уходит это поколение, которому должны быть обязаны российские кинематографисты, и искусство, и философия, и азербайджанская культура", – поделился режиссер, народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.

"Рустам является выразителем своего времени. Я думаю, что потомки по его произведениям будут изучать ту жизнь, в которой мы жили. И когда были в одной стране, и уже в последующий период суверенитетов", – считает певец, композитор Полад Бюль-бюль Оглы.

"Он прекрасно понимал политически, гражданственно понимал, творчески понимал необходимость существования этой арки Восток-Запад и возглавлял конфедерацию Союза кинематографистов бывших республик СССР. Единственный человек, как я понимаю, из всех нас, кинематографистов, который мог это делать умело, тонко, от души", – отметил режиссер, народный артист России Вадим Абдрашитов.

"Мои самые яркие впечатления – это "Белое солнце пустыни". Да и сам Рустам, понимаете, сам Рустам, его потрясающая личность, широта души, ум, мудрость. Я уже сказал: он был настоящим интеллигентом", – подчеркнул народный артист России Игорь Костолевский.

"То, что он сделал для кинематографа в 90-е годы, трудно переоценить. Потому что он был продюсером первого фильма Лунгина "Такси-блюз", который стал знаменитым. Он помогал Александру Хвану. Он был продюсером, который не ревновал к чужому таланту. Напротив, он выкапывал его, как в песке разыскивают бриллианты", – рассказал специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

"Он преподавал во ВГИКе, считайте, до последнего. До тех пор, пока не заболел тяжело. Не доучил совсем немного пятый курс, свою мастерскую. Но, конечно, они защитятся. И, конечно, частичка его души останется в них и в их творчестве", – сказал ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Владимир Малышев.

Московский комсомолец


Умер автор сценария «Белого солнца пустыни» Ибрагимбеков, оставив пронзительное «завещание»

Он верил в то, что раз в 700 лет человек повторяется

11 марта на 84 году жизни умер Рустам Ибрагимбеков – человек планетарного масштаба, крупный мыслитель, писатель, режиссер, продюсер, написавший сценарии фильмов «Белое солнце пустыни» (совместно с Валентином Ежовым), «Храни меня, мой талисман», «Восток-Запад», «Урга. Территория любви», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», «Кавказское трио». Свой последний день рождения он отметил 5 февраля. И успел в октябре в последний раз вручить евразийскую кинопремию «Восток-Запад. Золотая арка», которую не так давно придумал и организовал.

Рустам Ибрагимбеков родился в Баку, там учился, стал ученым, а потом переехал в Москву, поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В России прожил большую часть своей жизни. Сам про себя он как-то сказал в интервью «МК»: «Три дня в неделю я чувствуете себя азиатом, три дня европейцем, а по воскресеньям думаю, о том, что же лучше».

Сегодня, когда мир поставлен на дыбы и представители разных народов и религий не могут найти общий язык, все время вспоминаются его мудрые суждения.

Рустам Ибрагимбеков умел примирить и понять Восток и Запад. Много лет он возглавлял Конфедерацию Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, проводил в Москве Форум национальных кинематографий, куда приезжали его коллеги из разных постсоветских республик.

Потом он организовал киношколу для начинающих режиссеров и сценаристов из разных стран СНГ и Балтии. Одного режиссера из Еревана, приехавшего в Москву по его приглашению, однажды избили. Многих гостей останавливали на улицах стражи порядка, проверяли документы, иногда обижали только за то, что у них другой цвет волос и разрез глаз.

Рустам за безопасность своих гостей очень переживал. В нашем разговоре он сказал: «Это верхушка айсберга и следствие недовольства жизнью. Прожив многие годы под контролем государства, люди оказались все сферы интересов общества. Крепнут шовинистические настроения, которые явно кем-то подкармливаются.

Вспоминается анекдот. Еврей жалуется на то, что у него пятиметровая комната, четверо детей, внуки. Жить так нельзя. Ему советуют взять козла. Он это делает, и становится совсем плохо. Ему дают еще один совет – избавиться от козла.  Так он и поступает, и  жизнь вроде бы наладживается.

Иногда такого козла придумывают, чтобы потом устранить. Ликвидировать социальное неравенство трудно, зато легко привести козла, чтобы потом от него избавиться. Только серьезная борьба  с подобным явлением способна загнать всякого рода подстрекателей в щели. Важно вовремя их  остановить».

Рустам Ибрагимбеков до последних дней все время что-то делал, хотя давно и серьезно болел, приходилось постоянно лечиться. Все это отнимало силы. Но все равно он ставил спектакли, жил на три страны – в Москве, Баку и  Лос-Анджелесе.

В нашем интервью он рассказывал: «Больше половины жизни я прожил в Москве. Очень её люблю, но без Баку обойтись не могу. Я из тех людей, кто крепко связан с воспоминаниями о прожитом. В Лос-Анджелесе бываю два месяца в году, в зимнее время. Смотрю фильмы, которые присылает мне Американская киноакадемия. Прохожу плановое обследование у врачей, общаюсь с друзьями, которых в Америке уже немало и… с удовольствием возвращаюсь назад. Это движение по треугольнику Баку – Москва – Лос-Анджелес продолжается много лет и является энергетической подпиткой моей довольно активной жизни».

Когда он придумал премию «Золотая арка», я спросила у него, зачем ему нужна это головная боль. А он ответил: «У меня не было выхода. Стал замечать, что неохотно по утрам встаю, могу долго валяться в кровати. Но так нельзя. Надо двигаться, работать».

Рустам был, как героиня его пьесы «Утро туманное», которая, несмотря на возраст, не сдавалась, жила как в молодые годы, раздражая даже  близких людей. Ибрагимбеков стариком не был, несмотря на солидный возраст. И что бы ни происходило, он устраивал дни рождения. В самые сложные времена  продолжал традиции родительского дома, где его мама собирала гостей, иногда из ничего пекла торт. И не имело тогда значения, что дети ходили в рваной обуви, как это было в военное время.

Рустам Ибрагимбеков написал воспоминания «Успешное поражение», где рассуждал о том, что каждая жизнь – это поражение, потому что ее побеждает смерть. «Можно ли сделать  поражение более или менее успешным? Одни стремятся заработать много денег, другие рвутся к власти. Кто-то выражает себя  в творчестве, забывая обо всем на свете, кто-то находит себя в детях.

Вижу, как огромное количество талантливых людей так и не нашли себе достойного применения. Всякий раз, когда смотрю на лист бумаги, вспоминаю, сколько великих было до меня, сколько достойных теперь, и сколько их еще будет.

Но у меня есть свой маленький жизненный опыт, моя жизнь, которую могу описать только я. В огромную картину мира только я могу внести  свой маленький фрагментик. Это мне помогает каждый раз преодолевать сомнения».

Сегодня, когда Рустама Ибрагимбекова не стало, хочется напомнить некоторые его мысли, которые не теряют своей актуальности.

- Сам я – не законопослушный человек, и этому меня научила  мама. Во время войны мой папа вынужден был уйти с работы по ее настоянию. Поскольку отца отправляли на рытье окопов, и он бы в них погиб, потому что ему было за 50,  и он был сильно близорук.

Тогда выдавали карточки. Без них прожить было невозможно. У нас карточек не было, и мама начала варить мыло. А за это давали 10 лет. Весь двор знал о том, что мама варит мыло, но никто ее не сдал, хотя во дворе жили  20-25 семей. Я от мамы научился понимать, что законы бывают справедливые и несправедливые, но существует  совесть.

- Я довольно рано понял, что главное в жизни – это научиться быть независимым от внешних влияний и жить в соответствии с собственными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Борьба с ветряными мельницами является обязательной частью жизни человека, избравшего такой способ существования.

Время от времени, чтобы не потерять самоуважения, я вовлекаюсь в конфликты, даже зная, что потерплю неудачу. Это не красивые слова. Я считаюсь с собственным мнением о себе, поэтому берегу в себе способность не всегда действовать рационально. Часто вспоминаю предсмертные слова Марчелло Мастроянни: «Так не хочется умирать; жизнь дала мне очень многое. Но и я дал ей немало». Великий итальянец говорил о том, что вёл себя с жизнью на равных и помогал ей двигаться во взаимно интересном направлении.

- Люди не могут поделить бога, и происходят страшные вещи. Наступило время новых философий. Детей надо с детства учить, что быть добрым выгодно. Патриотизм в больших количествах - это преступление против человечества.

- Почему так много страшного творится в мире? Всевышний определяет дорогу. Тротуар уже выбираешь ты. Очень многое зависит от тебя. Вера в то, что за бытовым, реальным существует что-то более высокое,  делает человека человеком.

Тело останется здесь, оно распадется. Мы существуем в волновом пространстве. Все, что находится внутри нас, существует по законам волн.

Как только разрушается целостность, мы распадаемся на части. Мои клетки попадают в землю, перестают быть частью целого и превращаются в тлен. Поэтому я против сожжения. Человек обязательно должен возвращаться в землю, поскольку мы все состоим из элементов земли и  превращаемся в таблицу Менделеева.

Мы живем на большом кладбище. Умерших больше, чем живущих. Что будет с моим энергетическим облачком там?

Знаете, что примерно раз в 700 лет человек повторяется? Набор генетических клеток  разнообразен, но ограничен, потому обречен на повторение. Во времени геном повторяется. И вы можете встретить человека, похожего на вас. Ухудшается или улучшается человечество? Поразительно, но на микронные доли улучшается.

BBC Russia


В Москве на 84-м году жизни скончался известный российский и азербайджанский писатель и драматург Рустам Ибрагимбеков.

Ибрагимбеков написал сценарии многих популярных и культовых кинокартин, таких как "Допрос", "Утомленные солнцем", "Белое солнце пустыни", "Храни меня мой талисман".

"Он долго болел, три месяца", - сказала агентству ТАСС его дочь Фатима.

В 2013 году писатель пытался выдвинуться кандидатом в президенты Азербайджана от оппозиции, однако не был допущен к выборам.

Рустам Ибрагимбеков - один из последних литературных мастеров старшего советского поколения.

Он родился в Баку, поступил в Азербайджанский институт нефти и химии, но в итоге уехал в Москву и отучился на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Трудно сказать, что потеряла нефтяная индустрия, но литература и кино приобрели великолепного мастера диалогов, создателя персонажей, близких и знакомых каждому: от Федора Сухова в "Белом солнце пустыни" до Мити в "Утомленных солнцем".

По его сценариям сняты десятки фильмов, многие из них стали культовыми, как "Белое солнце пустыни" (в соавторстве с Валентином Ежовым), другие отмечены международными наградами - фильм режиссера Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" получил в 1995 году премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке.

Он долгое время возглавлял Союз кинематографистов Азербайджана. "Прощай, мастер! Прощай, великий друг нашего кино!" - так отреагировали в Азербайджане на новость о смерти драматурга.

"Память о выдающемся писателе и деятеле кино Рустаме Ибрагимбекове всегда будет жить в сердцах тех, кто его знает", - написано в официальном некрологе, подписанном политиками и деятелями культуры Азербайджана, в том числе президентом страны Ильхамом Алиевым и его супругой и вице-президентом Мехрибан Алиевой.

У Ибрагимбекова непросто складывались отношения с властью.

Один из его первых фильмов "В одном южном городе", вышедший в 1969 году и рассказывавший о противоречиях советского быта в Азербайджане, был прикрыт местными властями и несколько лет не выходил на экраны.

Его выходу способствовал Гейдар Алиев, который был тогда председателем КГБ Азербайджана, как говорил об этом сам Алиев.

10 лет спустя другой фильм Ибрагимбекова "Допрос", с Александром Калягиным в роли следователя, занимающегося делом о коррупции, власти тоже встретили в штыки, но фильм в итоге вышел на экраны и даже удостоился государственной премии.


Писатель, который не стал президентом


В 2013 году оппозиция в Азербайджане решила выдвинуть Рустама Ибрагимбекова единым кандидатом на выборах президента Азербайджана.

Ибрагимбекову предстояло конкурировать на них с Ильхамом Алиевым, сыном Гейдара Алиева, руководившего республикой в советское время, а в 1993 году вернувшегося, чтобы стать главой независимого Азербайджана до своей смерти в декабре 2003 года.

У Рустама и его старшего брата Максуда Ибрагимбекова, тоже известного драматурга и писателя, по его собственному признанию, были сложные отношения с Гейдаром Алиевым.

В интервью Русской службе Би-би-си Ибрагимбеков признавал, что из-за этого в какой-то момент ему пришлось покинуть Азербайджан и переехать в Москву.

"Я не был членом компартии, и все мое творчество свидетельствует о том, что я написал правду о том, что происходило у меня на родине всю мою жизнь. У меня нет ни одного произведения, за которое мне было бы стыдно или же я хоть как-то работал бы на советский режим, это исключено. Затем у меня испортились отношения настолько, что я был вынужден уехать из Азербайджана в 1985 году, когда Гейдар Алиев уже был в Москве, и несколько лет я просто был почти политэмигрантом, я жил в Москве", - рассказывал он.

Но в 2003 году Ибрагимбеков поддержал приход к власти Ильхама Алиева после смерти Алиева-старшего.

Тем не менее писатель, которого в Азербайджане хорошо знали и очень уважали и в котором в 2013 году увидели альтернативу Алиеву-младшему, согласился выдвинуться на выборах.

По азербайджанскому законодательству, кандидатом в президенты не может быть человек с двойным гражданством, и Ибрагимбеков начал процедуру выхода из российского гражданства.

Попытка стать серьезным участником политического процесса в Азербайджане не удалась, Центризбирком отказался его регистрировать, но она стоила Ибрагимбекову нервов.

Тогда на вопрос, не боится ли он возвращаться в Азербайджан в качестве оппонента власти, он ответил откровенно: "Я боюсь и ареста, я боюсь и убийства, я нормальный человек".

Сообщается, что он будет похоронен в Азербайджане. Один из самых известных сыновей Баку все же вернется навсегда в родной южный город, о котором он писал книги, воспитавшие не одно поколение в Азербайджане и за его пределами.

МИР24


Революционер в искусстве: чем запомнился сценарист и режиссер Рустам Ибрагимбеков

В Москве на 84-м году жизни умер народный артист Азербайджана, кинорежиссер, сценарист и писатель Рустам Ибрагимбеков. Самая известная работа мастера – сценарий к «Белому солнцу пустыни». Всего же на счету Ибрагимбекова более 40 художественных и телевизионных фильмов, а его пьесы ставили в сотне театров разных стран, передает «МИР 24».

Ему пророчили большое будущее в автомобилестроении, а он сделал резкий разворот и поступил на высшие сценарные курсы в 36 лет.

«Наш герой не революционер, он просто человек. Который оказался в революционных обстоятельствах и пытается остаться порядочным человеком», – говорил сценарист, драматург, режиссер Рустам Ибрагимбеков.

Рустаму Ибрагимбекову как раз революционные порывы в искусстве не чужды. Всю жизнь он пробовал жанры. Тасовал их как карты. Роман Балаян по его сценарию создал еще один киношедевр – «Храни меня мой талисман».

Тандем Рустама Ибрагимбекова с Никитой Михалковым подарил зрителям «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника». Работая над сценарием этого фильма, уроженец Кавказа показал русскую душу так, словно сам русский.

Маэстро не стало на первой неделя Великого поста. Этому предшествовала продолжительная болезнь.

Новая Газета, Лариса Малюкова

Дорогой Рустам! Каким счастьем были разговоры с вами, застолья с вами, например, в ресторане «Белое солнце пустыни», где у вас была баснословная скидка, а официанты выстраивались в почтении, не веря своим глазам, стараясь расслышать ваши рассказы. И может быть, понять, что мудрость и сочувствие важнее ненависти, война — дело дрянь, а восток — дело тонкое.

Благодаря вам, Валентину Ежову и Владимиру Мотылю родилась картина на все времена. Вы считали огромной удачей, что сценарий попал в руки Мотыля, который, взялся за него вынуждено — ему не разрешали кино о декабристах «Звезда пленительного счастья».

Как часто прекрасное — дело случая, совпадения. Между прочим, фильм предлагали снимать Кончаловскому, Жалакявичусу, Чулюкину, Тарковскому. Вообразите, каким неожиданным могло бы стать «Солнце» русского истерна. Да и «Солнце» ли? Фильм назывался вначале «Басмачи», потом «Пустыня», «Спасите гарем». Последнее имя своей фривольностью разгневало госкиношного начальника Владимира Баскакова, потребовавшего подыскать более нейтральное название. «Какое?» — заинтересовались вы, — «Ну, что-то вроде «Белого солнце пустыни». «Неглупому киночиновнику Баскакову принадлежат и несколько реплик, вошедших в фильм, например, он сказал: «Знаете, ребята, немножко грубовато вы сработали. Восток — дело тонкое».

Съемки шли сложно, несколько раз картину останавливали. Но экспериментальная студия была экономически устроена таким образом, что закрыть фильм было невозможно.

Известно, что в начальном варианте был трагический финал, и жена Верещагина сходила с ума. А в сценарии, опубликованном отдельной книжкой одновременно с фильмом, был постскриптум. «Спустя несколько лет Сухов, оказавшись в Голодной степи, вновь встречает свой «гарем». Освобожденные им женщины остались неразлучными. Дружной бригадой цементщиц трудились они на строительстве канала».

Конечно, «Солнце» было вашим главным фильмом. В его слепящем и поныне свете трудно разглядеть другие замечательные работы: «В этом южном городе», «Допрос», «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Восток/Запад». Каждая из них была событием для своего времени, в них пульсировали вопросы, на которые искала ответы интеллигенция. Тогда еще искала…

Сценарии более чем к сорока фильмам. И среди них к картинам Никиты Михалкова, от малоизвестного дебютного «Короткого дня в конце войны» до хитов — «Урга», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». И премия «Оскар» за «Утомленных солнцем», конечно, по праву принадлежит и вам. И снова в названии фильма, прогремевшего на весь мир — «солнце», правда уже гумилевское «солнце свирепое, солнце грозящее». И на фоне потухшего солнца поднимался портрет Сталина на кровавом фоне.

Выходец из «вечно горящего» Баку, вы любили прогретые солнцем города, Лос-Анжелес, например, или Рим. Но и в Москве согревали нас юмором, живой заинтересованностью к нашим жизням, к нашим семьям. При этом, не боялись самых трудных тем и вопросов. Например, однажды долго объясняли, почему в современных обстоятельствах непримиримости, когда даже бог становится предметов спора и вражды, один человек может погубить весь мир…

Какие только ленты сегодня не называют культовыми, но «Белое солнце пустыни» — в самом деле, культовый фильм. Его пересматривают, зная назубок, можно сказать ритуально. А сколько крылатых фраз! «За державу обидно», «Махмуд, зажигай!», «Абдула, таможня даёт добро!», «Верещагин, уходи с баркаса!» Космонавты смотрели фильм перед полетом, совершая обряд защиты. Фильм стал их талисманом. Его пересматривали в полете. Один из космонавтов рассказывал мне, как однажды выключился свет, они были в паническом состоянии, и вдруг раздался голос: «Давно здесь сидите?», испугавший еще больше. Тут загорелся экран телевизора, выяснилось, — это как раз тот эпизод, в котором Сухов обращается к старикам, замершим у стены.

Мало кто знает, что по образованию вы были специалистом по оптимальным системам управления. Может поэтому и сформулировали для себя версию бытия: «Максимум удовольствия от жизни, максимум интереса, моя жизнь важней, чем так называемое мое творчество. Ограничение в жизни только одно — моя совесть…»

БАКУ /Trend Life/


- В Баку в Киноцентре "Низами", 16 марта в 12.00, начнется церемония прощания с видным кинодраматургом, сценаристом, кинорежиссёром, лауреатом государственных премий и наград Азербайджана и России, народным писателем Азербайджана Рустамом Ибрагимбековым.

Рустам Ибрагимбеков будет похоронен на Первой Аллее почетного захоронения, недалеко от своего брата - видного писателя, кинодраматурга и кинорежиссёра, кавалера государственных орденов Азербайджана, лауреата Государственной премии, народного писателя Азербайджана Максуда Ибрагимбекова, сообщил Trend Life секретарь Союза кинематографистов Азербайджана, режиссер, продюсер Али Иса Джаббаров.

Рустам Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку. По окончании средней школы в 1956-1962 годах получал образование в Азербайджанском институте нефти и химии, в 1962 году приступил к трудовой деятельности в Академии наук Азербайджанской ССР.


С юных лет проявлявший большой интерес к литературе и киноискусству, Рустам Ибрагимбеков в 1967 году окончил в Москве высшие курсы сценаристов, а в 1974 году – высшие режиссерские курсы.


Рустам Ибрагимбеков является одним из видных представителей современной азербайджанской литературы и кинематографии. Своей многогранной деятельностью он завоевал известность и за пределами нашей страны. Являясь активным участником вступления нашей прозы в новый этап, Рустам Ибрагимбеков своим плодотворным творчеством сыграл важную роль в обогащении художественно-эстетической мысли, более полувека вносил вклад в развитие литературно-культурной среды. Повести и рассказы, пьесы и сценарии мастера, умело отображавшего на основе жизненных реалий социально-нравственные проблемы, драматические конфликты и внутренний мир наших современников, сыграли существенную роль в обновлении содержания нашей литературы и национального киноискусства. По мотивам его произведений было снято более 40 художественных и телевизионных фильмов. Эти богатые разнообразными и содержательными образами произведения, повествующие о важных социальных реалиях, снискали мастеру, отличающемуся особым подчерком, большую симпатию читательской и зрительской аудитории.


Рустаму Ибрагимбекову как сценаристу и режиссеру принадлежат достойные одобрения заслуги также в развитии кинематографии. Снятые по сценарию писателя фильмы, такие как “В одном южном городе”, “Белое солнце пустыни”, “Допрос”, “День рождения” и многие другие, завоевали большую славу и были удостоены высоких наград. Фильм “Урга – территория любви” , соавтором сценария которого он является, был удостоен в 1991 году высшей награды Венецианского международного кинофестиваля, а фильм “Утомленные солнцем” – высшей награды Каннского международного кинофестиваля в 1994 году и премии “Оскар” Американской киноакадемии в 1995 году.


Наряду с художественным творчеством, Рустам Ибрагимбеков занимался общественной деятельностью. В 1967-1981 годах являлся секретарем Правления, а в 1981-1985 годах – первым секретарем Союза кинематографистов Азербайджана, в 1986-1991 годах – секретарем Правления Союза кинематографистов СССР, с 1990 года до конца жизни – председателем Союза кинематографистов Азербайджана, в 1989 году избирался депутатом Верховного Совета СССР.


Видный деятель культуры скончался в ночь с 10 на 11 марта на 84 году жизни в Москве после продолжительной болезни.


Коммерсант


Умер сценарист «Белого солнца пустыни» режиссер Ибрагимбеков


Азербайджанский кинорежиссер, писатель, драматург Рустам Ибрагимбеков умер на 84-м году жизни. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. Особую известность он после того, как в соавторстве с советским драматургом Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни». Также господин Ибрагимбеков написал сценарии более 40 художественных и телевизионных фильмов.

«Мы получили очень плохие новости из Москвы... После продолжительной болезни вчера вечером с 10 на 11 марта скончался народный писатель, председатель Союза кинематографистов Азербайджана, кинематографист Рустам Ибрагимбеков. Прощай, самый большой друг нашего кино! Прощай, дорогой коллега»,— говорится в сообщении Союза, опубликованном в Facebook. Информация о прощании с режиссером появится позже.

Рустам Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку. В 1963-м окончил Азербайджанский институт нефти и химии, а затем продолжил учебу в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. В 1967 году окончил Высшие сценарные курсы, а в 1974-м — Высшие режиссерские курсы.

В 2013 года Рустам Ибрагимбеков был выдвинут единым кандидатом от оппозиционного Национального совета демократических сил (НСДС) на выборах президента Азербайджана. Однако впоследствии он отказался от участия в выборах в соответствии со ст. 100 конституции Азербайджана. Она предусматривает запрет на участие в выборах для граждан с двойным гражданством (господин Ибрагимбеков имел гражданства Азербайджана и России).

FACEBOOK


Ирина Павлова


Умер Рустам Ибрагимбеков...

Они все умирают и умирают - кумиры и друзья молодости.

Те, с кем были "на ты" - потому что с ними можно было, несмотря на разницу в чинах и в возрасте; те, с кем можно было пить водку и разговаривать о самых важных вещах в жизни; те, сам факт существования которых где-то на свете давал чувство защищенности и точку опоры...

Рустам много лет был мне близким человеком...

Мы познакомились с ним на давней-предавней премьере в ленинградском театре на Литейном, где была поставлена его пьеса "Похожий на льва", а ему понравилась наша с мужем статья про фильм "Допрос" по его сценарию.

Он подарил нам свою книжку, и прочитав её, Павлов потом много лет носился с идеей экранизации его пьесы "Похороны в Калифорнии"...

А подружились мы после знаменитого Пятого съезда кинематографистов, в 1986 году, когда вдруг началось такое бурление всего на свете, когда вдруг, из довольно чопорного, полуофициозного, строго иерархичного и "закрытого" элитарного клуба "избранных", Союз Кинематографистов вдруг стал "островом свободы, равенства и братства".

Тогда казалось, что планов громадьё и столпотворение идей вдруг начнут реализовываться и всё вокруг расцветёт...

Мы не знали тогда еще, чем всё это закончится, мы чувствовали себя на пороге нового мира.

И говорили, говорили, говорили.

Рустам уже тогда был мэтром, аксакалом, человеком с гигантскими возможностями и невероятным потенциалом. Он сумел реализовать не более половины своего творческого потенциала, и то это были с десяток книг, полтора десятка пьес, несколько прекрасных фестивалей и несколько десятков фильмов...

Он был невероятно умен и остроумен, красив, вальяжен, нравился женщинам, умел очаровывать.

Он был очень сильным и мужественным человеком.

И это про него можно было смело сказать: "похожий на льва".

Сегодня, когда его не стало, я чувствую опустошение и тяжесть совершенно невосполнимой утраты в своей жизни, и даже боюсь подумать о той боли, которую испытывают Фатима Ибрагимбекова, Фуад Ибрагимбеков и Murad Ibragimbekov...

Когда-то давно я написала про него статью, которую (по разным причинам) не опубликовали.

С тех пор для меня ничего не изменилось, и потому с чистым сердцем публикую ее здесь и сейчас.

Потому что теперь уже точно ничего из сказанного в ней не изменится.

Прощай, Рустам, дорогой мой!

Светлая и вечная тебе память.

РУСТАМ


Рустаму Ибрагимбекову было бы обеспечено прочное место в истории советского и российского кино, даже если бы он не сочинил ничего кроме сценария суперхита "Белое солнце пустыни" (совместно с В. Ежовым), репликами из которого разговаривает уже третье поколение ("Восток - дело тонкое!", "Таможня дает добро!", "Гюльчатай, открой личико!", "Это - вряд ли!", "Ты как здесь оказался?" - "Стреляли!.." и т.д.). Этот советский "вестерн-истерн" - уже не просто классика жанра, а отечественная кинематографическая легенда, рангом не ниже "Унесенных ветром" для Америки. Юмор, печаль, остроумно разработанный сюжет, одновременно и лаконичный, и динамичный, талантливо использовавший фольклорные архетипы; великолепные народные характеры, ставшие уже нарицательными - таможенник Верещагин, солдат Сухов и моджахед Абдулла - сделали эту картину культовой.

Талант стилизатора, щегольски продемонстрированный Ибрагимбековым при первых же шагах на профессиональном поприще, принес ему, однако, куда меньшее признание, чем социальная критика, которой пронизаны были его сценарии, реализованные на "Азербайджанфильме". Хотя, вероятно, притчево-стилизаторскую и интеллектуальную драматургию он любил больше, недаром свои театральные пьесы упорно сочинял именно в этом ключе.

С фильмами, снятыми по сценариям Ибрагимбекова в Баку - "В этом южном городе", "Допрос", "Перед закрытой дверью", - был связан и резкий рывок национального кинематографа в 70-е годы. Блестящее владение техникой сюжетосложения, острое языковое чутье, тонкое понимание социальных проблем общества и - в немалой степени - образованность и интеллигентность Ибрагимбекова, его включенность в общую культурную среду (не только восточную, но и западную), делали его азербайджанские пьесы и сценарии, и фильмы, по ним снятые, явлением, выходящим за узконациональные рамки. Особенное признание выпало на долю "Допроса" (реж. Р. Оджагов).

Речь не только о Государственной премии СССР, которую Рустам Ибрагимбеков получил за этот фильм, хотя это, право же, тогда, в 82-м, был огромный успех для 43-х летнего писателя. Но - так случилось - именно эта картина стала буквально знаменем, под которым в восточной стране с многовековыми традициями кумовства, с исторически сложившейся клановой психологией началась официальная кампания борьбы с коррупцией в высоких эшелонах власти. Вообще в азербайджанских сценариях Ибрагимбекова той поры было много такого, что воспринималось как посягательство на дремучесть сложившихся национальных привычек, на традиционную патриархальность.

Это было смело, ярко, модно. Это было талантливо придумано (сюжеты у Ибрагимбекова выстроены всегда интересно и неожиданно).

Немудрено, что в годы перестройки он оказался в авангарде "детей V Съезда кинематографистов СССР", и в секретариате обновленного СК занялся осуществлением международных контактов. Самым очевидным результатом этих контактов стало создание Американо-советской киноассоциации (АСК), одной их форм деятельности которой было учреждение премии за лучший киносценарий.

Благодаря этому конкурсу в кино пришла плеяда молодых кинодраматургов. В частности, призерами стали П. Луцик и А. Саморядов со сценарием "Дюба-дюба", впоследствии реализованным А. Хваном.

Быть может, самый знаменитый сценарий Ибрагимбекова второй половины 80-х  - "Храни меня, мой талисман", поставленный Романом Балаяном.

Сценарий поднял тогда проблему, которую современники не смогли оценить по достоинству.

В 1986-м он сочинил историю о том, как интеллигентские ритуалы способны обесценить даже сам "предмет культа". То был сюжет о бестактности форм выражения деликатнейшего из чувств, и о том еще, что формы эти, рано или поздно, начинают искажать и самую суть чувства.

Ибрагимбеков избрал для выражения этой проблемы самое святое, что было у нашей интеллигенции той поры: любовь к Пушкину и околопушкинские ритуалы, "проверив" современного интеллектуала пушкинской драмой.

Нелестность результатов этой проверки прозвучала тогда почти скандально...

Но мы все тогда не могли даже предположить, что это всё окажется абсолютно пророческим, и вскоре столь буйно прорастет в реальность.

Недаром фильм прочно забыли...

В 90-е имя Рустама Ибрагимбекова неразрывно связывается с фильмами Никиты Михалкова, снявшего по его сценариям сначала свой режиссерский дебют - "Короткий день в конце войны", а затем - блокбастеры "Урга", "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник".

Качества, которыми блеснул Ибрагимбеков на заре своей профессиональной карьеры и которые тогда, в общем, пришлись "не ко двору", оказались куда как кстати в 90-е. Чувство формы, стилевая и жанровая определенность, сентиментальность без приторности, обаятельное острословие и умение выписать объемные, чуточку преувеличенные характеры, приоритет вечных человеческих ценностей (жизнь, любовь, семья, верность, дружба и т.п.) перед сиюминутно модными - как раз то, чего остро не хватает сегодняшнему кино. А особенности режиссерского дарования Михалкова требуют от сценария именно таких качеств. Остроумный сюжетный ход в "Урге", облеченный в не строгую, но изящную драматургическую конструкцию, оказался поводом к тонким и точным бытовым наблюдениям, жанровым зарисовкам, которые, в свою очередь, неназойливо вывели к общечеловеческой философии бытия. Сценарии Ибрагимбекова этой поры всегда предлагают постановщику неординарные, парадоксальные ситуации, и, одновременно, создают поле для "режиссерского маневра". А неистребимо чувственная, витальная природа этих сценариев, "вкусно сочинённый" в них материальный мир, создает необыкновенно острое ощущение радости бытия.

Не будь этого ощущения, трагедия героев "Утомленных солнцем" прозвучала бы куда глуше.

Успех "Урги" на Венецианском кинофестивале и каннско-оскаровский триумф "Утомленных солнцем" - прямое свидетельство тому, что и мировая киномода к этим чертам драматургии Ибрагимбекова не осталась равнодушной.

Почти 10 лет он возглавлял Конфедерацию Союзов Кинематографистов, на которую разделился СК СССР незадолго до распада Советского Союза (кинематографисты всегда, как Тарелкин, "бежали чуть впереди прогресса!"), то есть объективно способствовал сохранению единого культурного пространства рухнувшей державы. Руководство это он осуществлял твердой рукой и с поистине восточной мудростью и дипломатичностью. Как общественный деятель, как участник реального кинопроцесса, просто как профессиональный кинематографист, Ибрагимбеков в годы, когда мало кому удалось сохранить чувство собственного достоинства, ухитряется не ронять это достоинство ни при каких обстоятельствах.

Личность яркая, незаурядная и колоритная, он выглядит особенно импозантно на фоне сегодняшней мизерабельности основной части нашего кинематографического сообщества. Если честно, он, пожалуй, единственный, кто не пополнил собой стройные ряды просителей чего угодно у кого угодно, так и оставаясь человеком, который "сам по себе».


Ulviyye Heydarova


Дорогой Рустам! Каким счастьем были разговоры с вами, застолья с вами, например, в ресторане «Белое солнце пустыни», где у вас была баснословная скидка, а официанты выстраивались в почтении, не веря своим глазам, стараясь расслышать ваши рассказы. И может быть, понять, что мудрость и сочувствие важнее ненависти, война — дело дрянь, а восток — дело тонкое.

***

По словам Андрея Кончаловского, для него Рустам Ибрагимбеков означал цвет культуры, был одним из столпов.

"Вы знаете, это цвет культуры. И советской, и национальной, и закавказской, и азербайджанской. Это цвет культуры, как и его брат, поэтому, что говорить… И потом – один из создателей целой эпохи в кинематографе – в российском кино, в национальном, в азербайджанском кино. Очень крупная фигура, конечно, это классик. Можно только сказать, что это огромная потеря, но ничего нельзя поделать с этим. Он останется навсегда в энциклопедии советского, русского и азербайджанского кинематографа и театра, но, главное, культуры. Просто в общей сложности, если говорить о каких-то крупных культурных столпах, то одним из них был он", - рассказал режиссер в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа».


Национальная академия кинематографических искусств и наук


Национальная академия кинематографических искусств и наук Казахстана выражает глубочайшее соболезнование родным и близким, всей кинематографической общественности в связи с кончиной кинодраматурга, режиссера и писателя Рустама Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбекова.

Он был другом казахстанского кино, часто приезжал к нам в страну, стал автором сценария важного имиджевого кинопроекта «Кочевник» и со-президентом первого международного кинофестиваля «Евразия». Рустам Ибрагимбеков не только автор культовых фильмов, он вырастил целую плеяду талантливых учеников, преподавая во ВГИКе сценарное мастерство.


Долгие годы Рустам Ибрагимбеков руководил Конфедерацией Союзов кинематографистов СНГ и Балтии, под эгидой которой проводились ежегодные встречи и выходил журнал «Кинофорум». Он был одним их тех лидеров, которые не давали распасться нашему общему кинематографическому пространству, и, будучи великим сыном азербайджанского народа, внес огромный вклад как в советский, так и в постсоветский кинематограф. Память о друге, коллеге и замечательном человеке останется с нами навсегда.


Leyla Begim


« Для меня главное — жить интересно и получать удовольствие от самых простых вещей: хорошей еды, общения с друзьями, погоды… Конфуций сказал: «Выбери себе ремесло по душе и ты никогда не будешь работать». Нам с братом повезло: мы делаем то, что нравится, и нам еще за это деньги платят. Точнее, платили…» ( Рустам Ибрагимбеков)

Очень большая потеря для всего Азербайджанского народа. Прощайте, Рустам бей.  Спасибо Вам за всё…

 
   
Закрыть